logo.png

Такелажные работы любой сложности

г. Москва, ул. Красных Зорь, вл.20, к.69

Пн-пт с 9-00 до 18-00

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ТАКЕЛАЖНЫХ РАБОТАХ

 

инциденты при работе автокрана.jpg

 

Происшествия при использовании автокрана.

 

Когда происходят так называемые крановые инциденты, их причиной становятся ошибки, допущенные при планировании использование механизмов при такелажных работах 112.jpg

операции подъема. Действительно довольно часто проблема заключается не в нарушении, а в полном отсутствии того, 

что можно нарушать, другими словами какого либо планирования. Несложные, рядовые операции по подъему можно безопасно выполнять без письменного плана и особых инструкций, при условии, что задействованный персонал должным образом подготовлен и проинструктирован, имеет соответствующие разрешительные документы, подтверждающие квалификацию крановщиков, такелажников, стропальщиков, альпинистов, грузчиков. Все участники процесса подъема груза, должны быть перечислены в специальной графе наряда - допуска, с указанием их специальности и квалификации. Каждый из них своей подписью, должен подтвердить факт ознакомления с условиями выполнения данной работы. Однако для подъема особой сложности необходимо исключительно письменное руководство - план производства работ (ППР).

Давайте вместе рассмотрим оптимальный вариант плана подъема груза.

Такелажные работы в Лосино-Петровском

Сложная, нестандартная операция подъема - это операция, при которой:

- поднимаются нестандартные или опасные грузы; 

- подъемы выполняются в сложных, опасных или стесненных условиях; 

- подъем выполняется в необычных условиях; 

- при подъеме требуется более одного подъемного устройства или используется специальное подъемное оборудование.

При составлении ППР необходимо руководствоваться нормами и правилами, принятыми в РФ, регламентирующими производство данного вида работ, а также лучшими отечественными и мировыми практиками. Ни один официальный документ не может предусмотреть всех перегрузка станка такелажниками и грузчиками компании ТакелажЪ.jpg

возможных отклонений от норм, закрепленных в законодательстве. В этом контексте адекватное планирование является одним из ключевых требований правил подъема и использования механизмов, для осуществления безопасного проведения работ.

В последние годы письменные планы стали намного более распространенными и востребованными, особенно при выполнении подрядных работ на территории заказчика. К сожалению, содержание этих ППР, часто не соответствует лучшей практике. Фактически, подготовка данного документа - это важный и ответственный этап в выполнении подъема груза. В нашем случае выражение «как назовешь лодку, так она и поплывет» - попадание  в точку. Является ли он адекватным образом адресованным всем участникам подъема, представлена ли информация кратким, понятным языком и применим ли он на практике, - такие аспекты часто игнорируются. Такой «документ», вероятно, будет томиться в «файловом заточении» и никогда не будет упоминаться, если что-то пойдет не по сценарию. Такой подход при проведении особо опасных работ, недопустим, а порой преступен.

Чтобы быть эффективным, план производства работ должен быть доступен для всего ключевого персонала. ППР должен быть представлен в стиле, удобном для ознакомления исполнителями и ответственными за проведение работ. В нем должны быть использованы стандартные и профессиональные термины. В тексте необходимо избегать жаргона и сленга. Точно так же следует избегать аббревиатур, если они не расшифровываются. План должен иметь соответствующий уровень детализации. Это не «руководство идиотами», но он обязательно должен предусмотреть все этапы и детали, которые должен обязательно учесть специалист при выполнении операции подъема груза.

Отправной точкой для плана должно быть четкое описание того, какая цель должна быть достигнута в результате подъема. выполнение такелажных работ в сложных условиях 130.jpg

Например, если это операция по демонтажу и монтажу  технологического оборудования, конечной целью будет установка нового объекта такелажа на подготовленный фундамент или опоры.

Такелажные работы в Луховицах

Каждый ППР должен иметь оценку степени риска. Примеры могут включать постоянные источники шума, тепла или химического воздействия, и другие опасности, требующие средств индивидуальной защиты, проведение работ в зоне движения автомобильного и технологического транспорта. Оценка риска для операции подъема должна быть сосредоточена на любых дополнительных опасностях, связанных с подъемом, или на любом риске, связанном с постоянными опасностями, которые могут возникнуть вследствие операции подъема.

Во многих планах я видел оценки рисков, которые повторяют все стандартные ситуации и требования безопасности. Но для исполнителя наиболее важным должно быть то, что является новым или опасным. Нет никакого вреда в добавлении стандартных процедур для их сообщения, но, пожалуйста, не используйте их таким образом, чтобы маскировать то, что важно и характерно для выполнения конкретной операции. Аналогичным образом я видел оценки рисков, которые включают временные опасности, такие как те, которые возникают в результате изменения погоды, наблюдающейся в то время, когда проводится оценка риска. Они могут быть неактуальными во время реализации плана. Таким образом, риски связанные с погодными условиями необходимо оценивать непосредственно на момент проведения операции подъема.

Далее следует этап проведения подъемной операции. По сути, это последовательность событий, начинающихся с подготовительной работы. Этот этап включает в себя установку или монтаж подъемного оборудования, подготовку груза и зон, где груз должен подниматься, перемещаться и опускаться. Он также может включать получения  разрешения на работу, согласованные с заказчиком.

В совокупности операций, которые предстоит выполнить мобильному крану, свободный подъезд к участку и несущая способность площадки являются завершение этапа погрузо-разгрузочных работ, подготовка к перемещению объекта такелажа 118.jpgключевыми, так же как и площадь, доступная для установки крана, соответственно при работе внутри помещения-  высота. Невозможно переоценить важность решения этих вопросов на ранней стадии. То, что может считаться простой рутинной операцией подъема, когда кран находится на твердом покрытии, становится довольно сложным, когда, например, кран должен работать с верхней части мягкой насыпи.

Такелажные работы в Луховицах

Основные операции, выполняемые с использованием крана, часто связаны с другими грузоподъёмными механизмами (погрузчики, манипуляторы, стационарные ГПМ) для подготовки всего необходимого для основной операции подъема. В то время как операция подъема, которую должен выполнять основной кран, может быть хорошо спланирована, операции, выполняемые этими вспомогательными механизмами, часто пропускаются или рассматриваются как обычные простые операции подъема. Это может быть не так. Для целей планирования представляется более практичным рассматривать такую ​​работу как отдельные операции по подъему, но необходимость ее выполнения должна быть включена в основной этап плана.

Разумеется, очевидно, что грузоподъемность и вылет стрелы крана должны соответствовать массе перемещаемого груза и высоте подъема.  Это важно, так как  произошло много инцидентов с применением крана, где мощность крана была недостаточной, с учетом радиуса, высоты подъема и формы груза. Другая довольно частая причина - невозможность полностью развернуть аутригеры из-за нехватки места. Такие инциденты свидетельствуют о неспособности адекватно исследовать участок проведения работ и детально подготовить операцию подъема, еще до выбора  крана.

Использование крана может потребоваться еще на этапе подготовки, прежде чем начнется основной подъем. Если это так, то, возможно, лучше рассматривать детали такой работы как отдельную операцию, но все же обязательно включать ее в ППР.

Маршрут, по которому должен перемещаться груз, может нуждаться в подготовке, особенно если груз должен быть поднят использование текстильных стропов при выполнении погрузо-разгрузочных работ такелажниками 106.jpg

над производственным помещением и соответственно работающим в нем персоналом, который, возможно, потребуется временно эвакуировать. Площадка для установки крана также может нуждаться в подготовке, с целью обеспечить ее достаточную пригодность. Некоторые операции по подъему могут включать ориентацию груза либо в воздухе, либо при подъеме или опускании. Способ применения этого элемента и указание на то, что он должен быть выполнен, также включается в план.

Такелажные работы в Лыткарино

Затем в плане должны быть указаны необходимое оборудование и персонал. Список оборудования должен быть как можно более конкретным, особенно если для выполнения работы требуются такелажные устройства и механизмы специального назначения. Однако даже если необходимо использовать атрибуты общего назначения, такие как стропы, следует указать тип, грузоподъемность и длину. Иллюстрации могут быть очень полезными, если все сделано правильно. Они не должны быть произведением искусства. Эскизы, в указанном масштабе, могут показывать, какое оборудование используется, где оно используется и как оно используется. Свяжите иллюстрации со списком оборудования. Например, просто укажите каждый элемент в списке оборудования и используйте те же цифры на иллюстрации. При необходимости аннотируйте иллюстрации, чтобы объяснить, как используется элемент.

Если впоследствии опыт данного подъема придется повторить, например, применительно к подобной операции, подумайте о том, чтобы делать снимки во время операции подъема для дальнейшего использования. Теперь, когда цифровые камеры являются обычным явлением, это простой и дешевый способ добавить значимый практический аргумент в будущий план.

Список персонала, должен включать весь персонал, необходимый для подготовки и самого этапа подъема груза, если это не рассматривается отдельно. При выполнении операции подъема повышенной сложности, в списке должны быть указаны лица, в процессе подъема будут монтажные работы по установке металлоконструкции на фундамент автокраном 093.jpg

выполнять функции сигнальщиков и операторов связи с машинистом крана. Надлежащий надзор необходим, особенно если операция требует использования переговорных устройств для координации действий двух или нескольких работников.

Такелажные работы в Люберцах

Метод связи с водителем крана должен быть включен в план. В зоне прямой видимости сигналы, подаваемые при помощи рук, как правило, являются лучшим вариантом. Существуют стандартные системы сигналов, тем не менее, есть также варианты, поэтому убедитесь, что все участники знакомы с используемой системой. Альтернативой является голосовая связь либо по радио, либо с помощью жесткой проводной системы. В любом случае элемент сигнализации должен быть прописан в ППР, чтобы избежать недоразумений. Локальный шум и помехи, а также акцент человека могут сделать сообщение непонятным. Количество людей, подключенных к системе, должно быть сведено к минимуму, в идеале - только водитель, сигнальщик и руководитель работ. Однако это не всегда практично. Любое сообщение команды движения должно быть понятно, кому оно обращено, и от кого оно исходит. Исполнитель должен повторить сообщение команды в качестве подтверждения. Это позволяет отправителю проверить правильность понимания команды и принять быстрые корректирующие меры.

Еще одним важным аспектом в процессе перемещения груза, является право любого из участников работ, в случае только ему видимой опасности, голосом подать команду «СТОП». Почему это важно вы сейчас поймете.

При демонтаже мостового опорного крана с целью замены концевых балок был подготовлен ППР, в котором было учтено практически все, о чем мы говорили выше. Работы проводились в короткие сроки и опытными специалистами. Работа была аварийная и сверхурочная. Персонал приступил к работам и строго выполнял все требования плана. Длина пролетной балки составляла 19.5 метра, поэтому при определении центра строповки были учтены вес приводов передвижения крана, частотных преобразователей, токосъемника, кабеля электрического тельфера. перемещение поднятого пресса к точке установки такелажниками 066.jpg

Тельфер находился по центру балки. Для ориентации в воздухе к обеим концевым балкам были закреплены канаты-растяжки.

Произведя пробный подъем и убедившись, что груз распределен равномерно и отрыв приводных колес обеих сторон от подкрановой балки происходит одновременно и без перекоса, руководитель начал демонтаж. В этот самый момент один из такелажников увидел, что тельфер весом около тонны, слегка дрогнув, начал медленное поступательное движение. Понимая, что медлить и объяснять, что происходит нет времени, он громко крикнул «СТОП» и направился к руководителю работ. Тот, устремив свое внимание на процесс вывода объекта из «мертвой зоны», грубо оборвал «паникера» и дал машинисту крана команду продолжать демонтаж. Все это произошло в течение 3-5 секунд. За это время тельфер набрал ускорение, которое неизбежно привело к перекосу и нарушению балансировки объекта. Один из такелажников тщетно пытался, используя мускульную силу, сохранять посредством каната-растяжки равновесие многотонной конструкции. В одно мгновение тельфер достиг тупикового упора, увлекая за собой одну из сторон пролетной балки. Еще через секунду раздался звук удара концевой балки об бетонный пол и скрежет противоположной стороны, которая с такой же скоростью устремляясь вверх, достигла кровли. Все замерло. Наступила тишина, которую нарушало только ровное урчание двигателя автокрана. По счастливой случайности никто не пострадал, хотя испугались все.

Такелажные работы в Молодежном

Этот эпизод подтверждает право каждого участника работ на команду, запрещающую дальнейшее движение. Не может руководитель работ, даже очень опытный, увидеть все и единовременно. Это еще раз подтверждает  и то, что в команде профессионалов, которые бесконечно доверяют друг другу, такие ситуации сведены к нулю.

А тельфер не закрепили только потому, что банально забыли сделать это, так как до начала подъема неоднократно перемещали его для поиска равновесия при строповке, и приготовленные заранее струбцины, которые должны были его зафиксировать, так и остались лежать в люльке подъемника, не выполнив своего предназначения.участие погрузчика в такелажных работах 001.jpg

План должен быть проверен лицом, ответственным за производство работ, ему должен быть присвоен порядковый номер. План должен быть подписан и датирован руководителем работ и согласован с заказчиком. План должен быть подготовлен до начала операции подъема и поэтому может быть основан и на определенных предположениях. Например, при установке нового оборудования вес груза может быть не установлен. Все, что может измениться от предполагаемого, должно быть проверено, когда информация станет доступна. Любые изменения, необходимые для корректировки плана, должны быть возвращены ответственному лицу для проверки и утверждения.

Наконец, план должен быть доступен всем заинтересованным лицам. Хорошая практика заключается в том, чтобы поговорить с коллективом непосредственно перед началом операции. Это гарантирует, что каждый ознакомлен с последней редакцией, прочитал,  понял ее и знает свою роль.

Выполнив все рекомендации, все должно быть готово для безопасной и успешной операции подъема. Однако события не всегда происходят в соответствии с планом. Иногда это должно было быть предсказуемым, например, когда важная составная часть оборудования не прибыла. Иногда это не предсказуемо, например работа, которая появляется только после начала операции. Непосредственным следствием обычно является только задержка. Однако то, что может происходить  дальше, может серьезно повлиять на безопасность. Многие инциденты происходят из-за плохо продуманных изменений в плане, сделанных под давлением обстоятельств и  времени. Поэтому в плане всегда должна содержаться процедура, которой следует следовать, когда все идет не по плану.

Продуманное планирование дает вам полный контроль над процессом подъема груза. Это важно как для эффективности, так и для безопасности проводимых работ.

Такелажные работы в Мытищах

Разрыв текстильного стропа в процессе подъема.

 

Описываемый инцидент произошел во время операции подъема обычного токарного станка. Приступив к работам по подъем пресса бригадой такелажников двумя ручными талями грузоподъемностью 10 тонн 046.jpg

демонтажу единицы технологического оборудования, бригадир – команды такелажников, ответственный за проведение работ, допустил неоправданную халатность. Он не проконтролировал процесс подготовки инвентаря для работ согласно плана ППР и наряда-допуска к проведению особо опасных работ.

Накануне, по окончании работ на предыдущем объекте понадеявшись на внимательность водителя, недавно принятого на работу в компанию, на объекте были оставлены текстильные стропы грузоподъемностью 3, 5 и 10 тонн. Приступив к работе по демонтажу, используя гидравлические домкраты и управляемые катки, ручные лебедки станок быстро был перемещён за пределы производственного корпуса к месту погрузки на транспортное средство  автомобильным краном. В этот момент и было обнаружено, что стропы необходимые для погрузки отсутствуют. Бригадир такелажников обязан был немедленно прекратить работы, так как это предписывают не только правила выполнения подобных работ, но и здравый смысл.

Напротив, чтобы скрыть от руководства причину несвоевременного выполнения заказа, проявил неоправданную инициативу и обратился к представителю заказчика за помощью. На первый взгляд банальная ситуация. Ведь, по сути, в скором завершении работ заинтересованы обе стороны. Но ответственность за качество исполнения несет только подрядчик. Заказчик любезно предоставил в распоряжение такелажников стропы, по состоянию которых не представлялось возможным установить ни грузоподъемность, ни последнюю дату испытаний.

Такелажные работы в Наро-Фоминске

На предложение одного из такелажников привезти с предыдущего места работы проверенный и аттестованный исправный инвентарь компании, бригадир ответил категоричным  отказом. Такелажники поддержали коллегу и распоряжение бригадира застропить станок, единодушно отказались выпонять. Возникла конфликтная ситуация, в результате которой бригадир сам выполнил работу стропальщика. Тот, кто призван, постоянно работать с персоналом по вопросам техники безопасности, тот, кто должен неуклонно соблюдать правила безопасности проведения погрузо-разгрузочных работ, сам их грубо нарушил. Поведение крановщика также вызывает много вопросов, и находятся они не только в нравственной плоскости, но и в правовой.

неисправный такелажный инвентарь 134.jpg

Вес станка составлял 8.9 тонны (паспортные данные). Для строповки бригадиром был выбран имеющийся в наличии текстильный строп грузоподъёмностью 5 тонн и тот, который предоставил для выполнения работ подрядчик, по цвету предположительно желтый и предположительно 3 тонны. Бригадир, имея большой опыт выполнения работ, сложил «неопознанный строп» вдвое и посредством глухой петли застропил станок, две петли стропа набросил на крюк крана. Опыт подсказывал ему, что все сделано правильно. Так бы оно и было если бы не изношенность подозрительного стропа.

Бригадир дал команду крановщику «начать подъем». Как только стропы натянулись обе петли «неопознанного объекта такелажа» порвались. Станок не был поврежден, никто не пострадал, кроме репутации бригадира, который через некоторое время уволился из компании. Система блокировки подъема автокрана в момент разрыва показала нагрузку всего 4.6 тонны.

Такелажные работы в Озерах

Какие выводы мы можем сделать из этого происшествия:

- строп не был предназначен для выполнения этого подъёма. Это был не только недостаточный по грузоподъемности, но также в целом изношенный инструмент. На стропе не было никаких идентификационных знаков или цветовых кодировок;

- строп не прошел проверку до начала использования, и поэтому определить степень износа при отсутствии идентификатора не представлялось возможным;

- цель состояла только в том, чтобы поднять станок любой ценой. Однако, при отсутствии надлежащего измененного  плана подъема, и необоснованном нарушении техники безопасности и ППР достижение цели поставило под угрозу жизнь и здоровье персонала, и сохранность перемещаемого груза.

 Рекомендованы следующие действия:

- необходимо повторить требования техники безопасности при выполнении  погрузо-разгрузочных работ. Строго соблюдать требования правил и нормативов, даже если работа незначительная и эта процедура кажется «рутинной» и непервостепенной;

- все  используемое подъемное оборудование и оснастка, должно быть испытано, иметь соответствующую и удобочитаемую идентификационную маркировку, не иметь дефектов и проходить регулярный плановый осмотр;

- персонал должен быть ознакомлен с соответствующими процедурами подъема, включая документацию и ППР подъема;

- руководство компании обязано обеспечить, рабочие места и места отдыха сотрудников соответствующей информацией о безопасных способах строповки и подъема грузов используя все возможные и доступные средства;

- необходимо использовать опыт успешных работ, для обеспечения нормальной деятельности компании в любых условиях, руководствуясь при этом требованиями техники безопасности, заботой о здоровье персонала и сохранности имущества заказчика.

Такелажные работы в Орехово-Зуево

 

Подкатные такелажные опоры.png

 

Безопасное использование поворотных катков при выполнении такелажных работ.

 

Подкатные такелажные платформы, тележки, опоры (или, попросту, катки, ролики),  управляемые и без управления, перевозка оборудования при помощи погрузчика 077.jpg

применяются для того, чтобы без особых усилий при выполнении такелажных работ перемещать тяжелые грузы и оборудование, гарантируя при этом безопасность и надежность проводимых работ.

Этот вид такелажной оснастки предназначен для использования при проведении погрузо-разгрузочных работ и перемещении грузов различного назначения и массы. Материал, применяемый при изготовлении роликов, предохраняет от повреждения и гарантирует деликатное соприкосновение с любым типом покрытия: от асфальта до наливного пола, - помогает без особого труда преодолевать искусственные и естественные препятствия, которые могут мешать перемещению груза (щебень, проволока, крепеж, метизы, металлическая стружка или просто мусор), но не всегда.

Низкий профиль этих такелажных приспособлений обеспечивает максимально возможную нагрузку на поверхность, обеспечивая дополнительную безопасность и более легкий процесс перемещения. Другими словами, эти надежные и неприхотливые в обслуживании устройства давно стали незаменимыми помощниками при такелажных работах.

Но сегодня мы поговорим о вопросах безопасности при использовании подкатных такелажных платформ, рассмотрим стакелажное оборудование и техника при такелажных работах 017.jpg

итуации, при которых из верных помощников они могут превратиться в железо, холодное, твердое и беспощадное, способное не только причинить вред здоровью такелажника, но и привести к гибели.

Как известно, управляемые катки снабжены съемными рукоятками. Они то и являются самой опасной составной частью такелажного приспособления.

Такелажные работы в Павловском Посаде

При перемещении фрезерного станка ФП-17 массой более 17000 кг из одного производственного помещения в другое, на расстояние около 70 метров, ввиду сложной конфигурации и опасности перелома продольной части станка, было принято решение для надежности производить перемещение на 6 управляемых платформах, без погрузки на автотранспорт.  

Важно! Перед началом движения необходимо в обязательном порядке тщательно очистить от посторонних предметов поверхность, по которой будет осуществляться перемещение оборудования.

Внутри помещения, в котором был произведен демонтаж оборудования, наливные полы были подготовлены соответствующим образом согласно ППР. Две из шести платформ были установлены в точках пересечения горизонтальных осей станка. Такелажники, управляющие именно этими катками, неизбежно должны были находиться в секторе ограниченном, с одной стороны,  станиной, с другой стороны, столом.

Понимая опасность положения, один из такелажников предложил воспользоваться «изобретением», о котором обязательно такелажники перемещают  крупногабаритный станок массой 18 тонн на поворотных платформах 018.jpg

расскажу позже. Но так как для применения этого «изобретения» необходимо было доставить соответствующий инвентарь к месту работ, а расстояние перемещения было невелико, то никто не отреагировал на  замечание. Пресловутый русский «авось».

 

Как только станок преодолел границу помещения, и подкатные платформы соприкоснулись с асфальтированной поверхностью, одна из них резко изменила направление движения, под каток попала обычная гайка. Находясь в «жесткой сцепке» с рукояткой, такелажник стремился до последнего удержать ее в положении параллельном движению, но силы оказались не равны. Вспомните о массе станка и представьте, какое создается усилие при давлении станка на каток. Рукоятка отбросила такелажника, управляющего этой платформой, в сторону стола. Только благодаря быстрой реакции находящегося рядом на своей точке управления коллеги, который подставил свое плечо, уже потерявший равновесие такелажник избежал удара головой о станок.

Это был уже четвертый перемещаемый станок этой серии по одному маршруту, и до этого дня не было никаких происшествий. Чтобы не допустить повторения ситуации, было принято решение дополнительно очистить маршрут следования, прибегнув к помощи уборочной техники.

Такелажные работы в Подольске

Все участники операции перемещения с осознанием того, что ничто не мешает успешно завершить начатую работу, продолжили движение.

Уверенно преодолев расстояние между корпусами, уже повернув на 90 градусов и направив станок в створ ворот помещения, произошло еще одно происшествие, которого никто не ожидал. На сей раз жертвой стал тот, кто всегда был образцом дисциплинированности и находчивости. Именно этот рабочий когда-то давно применил «изобретение»: из-за невозможности поднять рукоятку платформы (мешал навесной шкаф управления) до удобной для маневрирования высоты, набросил на рукоятку простой текстильный строп.

Не единожды использовал он и другие работники этот способ управления, удобный, а главное, безопасный. При таком методе управления, в случае соударения с твердой поверхностью, на мягкие ткани будет воздействовать только масса тела такелажника, а не направленное давление жесткой металлической рукоятки, созданное многотонным объектом.

Перед самым въездом в помещение описанная выше ситуация повторилась, но уже с катком нашего «изобретателя». переезд предприятия такелажниками и монтажниками компании 072.jpg

По причинам, озвученным ранее, он не воспользовался тем, что могло предотвратить инцидент. Накатившись на неровность бетонного покрытия, жесткая рукоятка катка мгновенно повернулась на 90 градусов и отбросила управлявшего ею работника на контейнер для сбора отходов, который находился на газоне, в метре от крайней точки станка. Серьезный ушиб кисти руки без перелома - вот чем закончилось это происшествие.

Не буду подробно останавливаться на выводах. Они очевидны. Тем, кто применяет метод  управления катками на неровной поверхности посредством мягкого соединения, это возможно не будет столь интересно. Но для кого-то этот способ будет, безусловно, полезен. Когда речь идет о безопасности людей, а может быть жизни, скрывать что-либо ради конкурентного превосходства, кощунство.

Такелажные работы в Протвино

«Близнецы» никогда не встречаются.

Исключительность операций при выполнении такелажных работ. Часть I.

 

Специалист, имеющий опыт выполнения такелажных работ, может уверенно заявить об уникальности каждой операции выполнение такелажных работ, установка перемещенного станка на виброопоры 132.jpg

подъема, перемещения, монтажа и демонтажа. При абсолютной на первый взгляд схожести двух или нескольких работ, каждая из них уникальна. При выполнении серии работ по единому плану ППР, невозможно добиться исключительно абсолютного их повтора. Рассмотрим более подробно пример из практики проведения повторяемых такелажных работ.

В соответствии с договором оказания такелажных услуг, подрядчик обязался установить 3 вертикально-фрезерных станка марки 6р12 массой 3.2 тонны, в производственном помещении, расположенном на третье этаже. По плану работ, подъем должен быть осуществлен с использованием автокрана, в существующий технологический проем в наружной стене третьего этажа.

Сразу хочу оговориться. «Монтажный» проем предназначен для выгрузки производственных отходов. Проем оборудован внутри помещения подвесным (двутавровая балка) монорельсом, переходящим в опорный, который закреплен на свободностоящем каркасе за пределами здания. Вылет монорельса около 5 метров. Он снабжен электрической талью грузоподъемностью 2 тонны. Колонны портала, раскосы, балка монорельса и движение груза по сложному маршруту 127.jpg

узость пространства  (уступ в конфигурации здания) изначально лишало такелажников приема использования платформы с траверсой. Место установки крана  с возможностью полностью выставить аутригеры находилось на удалении, не позволяющем свободно маневрировать стрелой.

Такелажные работы в Пущино

При составлении ППР были учтены все нюансы, осложняющие проведение такелажных работ. Не имея документов подтверждающих несущую способность описанной конструкции и монорельса, недостаточную грузоподъемность тали, износ конструкции и нежелание заказчика осуществить частичный  демонтаж портального сооружения, было принято следующее решение. Произвести транспортировку станка непосредственно к месту подъема на катках. Произвести его строповку синтетическим стропом и используя ручную таль, грузоподъемностью 10 тонн, установленную на монорельсе осуществить подъем вдоль стены здания, к проему. Для страховки не имея доверия к конструкции портала, было принято решение, «поддержать» монорельс посредством автокрана.

Таким образом, максимально обеспечив безопасность работ, такелажники приступили к операции подъема станка.

Исключительность операций при выполнении такелажных работ. Часть II.

Работы были произведены без происшествий и отклонений от плана производства работ, с соблюдением техники перевозка оборудования автотранспортом 079.jpg

безопасности и охраны труда.

Один из опытных такелажников, участников описанного подъема первого станка, в силу обстоятельств стал бригадиром и соответственно при монтаже следующего станка выступал в роли ответственного за проведение работ. Полагая, что опыт предыдущей операции ему известен в целом, он пренебрег повторным ознакомлением с планом проведения работ.

При подъеме возникла цепь непредвиденных для бригадира такелажников событий. Подъем первого станка осуществлялся в темное время суток (зимой рано темнеет). Наш герой находился в той группе рабочих, которая работала в помещении. Как впоследствии он сам признался, даже не предполагал, что для страховки в первой операции использовался автокран.

Начав подъем, такелажники обратили внимание на раскачивание монорельса при каждом шаге цепи ручной тали. Что-то явно мешало. Объект поднимался рывками. Но никто, к сожалению, не предложил предметно разобраться в причине появившихся отклонений от хода прежнего подъема. Подняв станок на высоту около 15 метров, такелажники столкнулись с первой проблемой, которой можно было избежать. Таль производства наших перемещение станка при помощи автокрана 064.jpg

«восточных товарищей» заклинило.

Такелажные работы в Реутове

При оформлении наряда-допуска руководитель предупредил бригадира об использовании тали только производства Германии, которая, безусловно, почти на 60% тяжелее, но, в то же время, несравнима с аналогами по надежности.

Далее работа проходила уже не по плану, а по обстоятельствам. Так как станок находился практически на необходимой высоте, чтобы начать его горизонтальное перемещение через проем внутрь производственного помещения, было принято решение продолжить такелажные работы. Как только станок был подведен к проему, оказалось, что стол фрезерного станка на 200 мм длиннее, чем указано в заявке. Другими словами, по документам он идентичен первому, а по факту нет.

На этом этапе к работам подключился руководитель компании. Взяв руководство подъемом на себя, и оценив ситуацию, он пришел к выводу о том, что двигаться можно только вперед. Исправить допущенные ошибки было уже невозможно, можно было только снизить степень риска. Что и было сделано.

1.  Был установлен автокран. Тем самым устранено возможное обрушение портала.

2.  Используя автовышку, была осуществлена дополнительная строповка текстильными стропами непосредственно станины объекта.

3. Посредством использования ручного привода продольной подачи стола при диагональном размещении объекта в проеме стены, движением «влево» и «вправо», станок был успешно установлен на пол третьего этажа.

Выводы:

- никогда нельзя доверять информации указанной только в технической документации и заявке заказчика;переезд предприятия 073.jpg

- только эксперт может детально оценить ситуацию, состояние, массу и габариты объекта перемещения;

- никогда не пренебрегайте повторным ознакомлением с планом проведения такелажных работ;

- используйте только те механизмы, которые были предписаны планом;

- при необходимости останавливайте работы на любом из этапов, если появился риск повреждения груза или возникла угроза здоровью работников.

 

Справочная литература.

Погрузо-разгрузочные работы и размещение грузов для их монтажа и складирования, в то числе с

применением кранов и автопогрузчиков выполняются с учетом требований ГОСТ 12.3.009.

Документы по организации и безопасности при выполнении погрузо-разгрузочных работ:

1. ГОСТ 12.3.009-76 (2000) (СТ СЭВ 3518-81). Работы погрузо-разгрузочные.

Общие требования безопасности;
2. ГОСТ 12.3.020-80 (2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности;
3. ГОСТ 12.2.003-91 (2001) ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.
4. ГОСТ 12.3.002-75 (2000) ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.
5. ГОСТ 12.3.020-80 (2001) ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности.
6. Правила по ОТ при погрузо-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ Р М-007-98;
7. Правила безопасной эксплуатации кранов ПБ-10-382-00.