Такелажные работы любой сложности

г. Москва, ул. Красных Зорь, вл.20, к.69

Пн-пт с 9-00 до 18-00

«Близнецы» никогда не встречаются.

Исключительность операций при выполнении такелажных работ. Часть I.

выполнение такелажных работ, установка перемещенного станка на виброопоры 132.jpg

Специалист, имеющий опыт выполнения такелажных работ, может уверенно заявить об уникальности каждой операции подъема, перемещения, монтажа и демонтажа. При абсолютной на первый взгляд схожести двух или нескольких работ, каждая из них уникальна. При выполнении серии работ по единому плану ППР, невозможно добиться исключительно абсолютного их повтора. Рассмотрим более подробно пример из практики проведения повторяемых такелажных работ.

В соответствии с договором оказания такелажных услуг, подрядчик обязался установить 3 вертикально-фрезерных станка марки 6р12 массой 3.2 тонны, в производственном помещении, расположенном на третье этаже. По плану работ, подъем должен быть осуществлен с использованием автокрана, в существующий технологический проем в наружной стене третьего этажа.

движение груза по сложному маршруту 127.jpg

Сразу хочу оговориться. «Монтажный» проем предназначен для выгрузки производственных отходов. Проем оборудован внутри помещения подвесным (двутавровая балка) монорельсом, переходящим в опорный, который закреплен на свободностоящем каркасе за пределами здания. Вылет монорельса около 5 метров. Он снабжен электрической талью грузоподъемностью 2 тонны. Колонны портала, раскосы, балка монорельса и узость пространства  (уступ в конфигурации здания) изначально лишало такелажников приема использования платформы с траверсой. Место установки крана  с возможностью полностью выставить аутригеры находилось на удалении, не позволяющем свободно маневрировать стрелой.

При составлении ППР были учтены все нюансы, осложняющие проведение такелажных работ. Не имея документов подтверждающих несущую способность описанной конструкции и монорельса, недостаточную грузоподъемность тали, износ конструкции и нежелание заказчика осуществить частичный  демонтаж портального сооружения, было принято следующее решение. Произвести транспортировку станка непосредственно к месту подъема на катках. Произвести его строповку синтетическим стропом и используя ручную таль, грузоподъемностью 10 тонн, установленную на монорельсе осуществить подъем вдоль стены здания, к проему. Для страховки не имея доверия к конструкции портала, было принято решение, «поддержать» монорельс посредством автокрана.

Таким образом, максимально обеспечив безопасность работ, такелажники приступили к операции подъема станка.

Исключительность операций при выполнении такелажных работ. Часть II.

перевозка оборудования автотранспортом 079.jpg

Работы были произведены без происшествий и отклонений от плана производства работ, с соблюдением техники безопасности и охраны труда.

Один из опытных такелажников, участников описанного подъема первого станка, в силу обстоятельств стал бригадиром и соответственно при монтаже следующего станка выступал в роли ответственного за проведение работ. Полагая, что опыт предыдущей операции ему известен в целом, он пренебрег повторным ознакомлением с планом проведения работ.

При подъеме возникла цепь непредвиденных для бригадира такелажников событий. Подъем первого станка осуществлялся в темное время суток (зимой рано темнеет). Наш герой находился в той группе рабочих, которая работала в помещении. Как впоследствии он сам признался, даже не предполагал, что для страховки в первой операции использовался автокран.

перемещение станка при помощи автокрана 064.jpg

Начав подъем, такелажники обратили внимание на раскачивание монорельса при каждом шаге цепи ручной тали. Что-то явно мешало. Объект поднимался рывками. Но никто, к сожалению, не предложил предметно разобраться в причине появившихся отклонений от хода прежнего подъема. Подняв станок на высоту около 15 метров, такелажники столкнулись с первой проблемой, которой можно было избежать. Таль производства наших

«восточных товарищей» заклинило.

При оформлении наряда-допуска руководитель предупредил бригадира об использовании тали только производства Германии, которая, безусловно, почти на 60% тяжелее, но, в то же время, несравнима с аналогами по надежности.

Далее работа проходила уже не по плану, а по обстоятельствам. Так как станок находился практически на необходимой высоте, чтобы начать его горизонтальное перемещение через проем внутрь производственного помещения, было принято решение продолжить такелажные работы. Как только станок был подведен к проему, оказалось, что стол фрезерного станка на 200 мм длиннее, чем указано в заявке. Другими словами, по документам он идентичен первому, а по факту нет.

На этом этапе к работам подключился руководитель компании. Взяв руководство подъемом на себя, и оценив ситуацию, он пришел к выводу о том, что двигаться можно только вперед. Исправить допущенные ошибки было уже невозможно, можно было только снизить степень риска. Что и было сделано.

1.  Был установлен автокран. Тем самым устранено возможное обрушение портала.

2.  Используя автовышку, была осуществлена дополнительная строповка текстильными стропами непосредственно станины объекта.

3. Посредством использования ручного привода продольной подачи стола при диагональном размещении объекта в проеме стены, движением «влево» и «вправо», станок был успешно установлен на пол третьего этажа.

переезд предприятия 073.jpg

Выводы:

- никогда нельзя доверять информации указанной только в технической документации и заявке заказчика;

- только эксперт может детально оценить ситуацию, состояние, массу и габариты объекта перемещения;

- никогда не пренебрегайте повторным ознакомлением с планом проведения такелажных работ;

- используйте только те механизмы, которые были предписаны планом;

- при необходимости останавливайте работы на любом из этапов, если появился риск повреждения груза или возникла угроза здоровью работников.

������.�������