Такелажные работы любой сложности

г. Москва, Газетный пер. д.17, стр.3, офис 15

Пн-пт с 9-00 до 18-00

Ошибки в процессе подъема: разрыв текстильного стропа.

 

Описываемый инцидент произошел во время операции подъема обычного токарного станка.

подъем пресса бригадой такелажников двумя ручными талями грузоподъемностью 10 тонн 046.jpg

Приступив к работам подемонтажу единицы технологического оборудования, бригадир – команды такелажников, ответственный за проведение работ, допустил неоправданную халатность. Он не проконтролировал процесс подготовки инвентаря для работ согласно плана ППР и наряда-допуска к проведению особо опасных работ.

Накануне, по окончании работ на предыдущем объекте понадеявшись на внимательность водителя, недавно принятого на работу в компанию, на объекте были оставлены текстильные стропы грузоподъемностью 3, 5 и 10 тонн. Приступив к работе по демонтажу, используя гидравлические домкраты и управляемые катки, ручные лебедки станок быстро был перемещён за пределы производственного корпуса к месту погрузки на транспортное средство  автомобильным краном. В этот момент и было обнаружено, что стропы необходимые для погрузки отсутствуют. Бригадир такелажников обязан был немедленно прекратить работы, так как это предписывают не только правила выполнения подобных работ, но и здравый смысл.

Напротив, чтобы скрыть от руководства причину несвоевременного выполнения заказа, проявил неоправданную инициативу и обратился к представителю заказчика за помощью. На первый взгляд банальная ситуация. Ведь, по сути, в скором завершении работ заинтересованы обе стороны. Но ответственность за качество исполнения несет только подрядчик. Заказчик любезно предоставил в распоряжение такелажников стропы, по состоянию которых не представлялось возможным установить ни грузоподъемность, ни последнюю дату испытаний.

На предложение одного из такелажников привезти с предыдущего места работы проверенный и аттестованный исправный инвентарь компании, бригадир ответил категоричным  отказом. Такелажники поддержали коллегу и распоряжение бригадира застропить станок, единодушно отказались выпонять. Возникла конфликтная ситуация, в результате которой бригадир сам выполнил работу стропальщика. Тот, кто призван, постоянно работать с персоналом по вопросам техники безопасности, тот, кто должен неуклонно соблюдать правила безопасности проведения погрузо-разгрузочных работ, сам их грубо нарушил. Поведение крановщика также вызывает много вопросов, и находятся они не только в нравственной плоскости, но и в правовой.

неисправный такелажный инвентарь 134.jpg

Вес станка составлял 8.9 тонны (паспортные данные). Для строповки бригадиром был выбран имеющийся в наличии текстильный строп грузоподъёмностью 5 тонн и тот, который предоставил для выполнения работ подрядчик, по цвету предположительно желтый и предположительно 3 тонны. Бригадир, имея большой опыт выполнения работ, сложил «неопознанный строп» вдвое и посредством глухой петли застропил станок, две петли стропа набросил на крюк крана. Опыт подсказывал ему, что все сделано правильно. Так бы оно и было если бы не изношенность подозрительного стропа.

Бригадир дал команду крановщику «начать подъем». Как только стропы натянулись обе петли «неопознанного объекта такелажа» порвались. Станок не был поврежден, никто не пострадал, кроме репутации бригадира, который через некоторое время уволился из компании. Система блокировки подъема автокрана в момент разрыва показала нагрузку всего 4.6 тонны.

Какие выводы мы можем сделать из этого происшествия:

- строп не был предназначен для выполнения этого подъёма. Это был не только недостаточный по грузоподъемности, но также в целом изношенный инструмент. На стропе не было никаких идентификационных знаков или цветовых кодировок;

- строп не прошел проверку до начала использования, и поэтому определить степень износа при отсутствии идентификатора не представлялось возможным;

- цель состояла только в том, чтобы поднять станок любой ценой. Однако, при отсутствии надлежащего измененного  плана подъема, и необоснованном нарушении техники безопасности и ППР достижение цели поставило под угрозу жизнь и здоровье персонала, и сохранность перемещаемого груза.

Рекомендованы следующие действия:

- необходимо повторить требования техники безопасности при выполнении  погрузо-разгрузочных работ. Строго соблюдать требования правил и нормативов, даже если работа незначительная и эта процедура кажется «рутинной» и непервостепенной;

- все  используемое подъемное оборудование и оснастка, должно быть испытано, иметь соответствующую и удобочитаемую идентификационную маркировку, не иметь дефектов и проходить регулярный плановый осмотр;

- персонал должен быть ознакомлен с соответствующими процедурами подъема, включая документацию и ППР подъема;

- руководство компании обязано обеспечить, рабочие места и места отдыха сотрудников соответствующей информацией о безопасных способах строповки и подъема грузов используя все возможные и доступные средства;

- необходимо использовать опыт успешных работ, для обеспечения нормальной деятельности компании в любых условиях, руководствуясь при этом требованиями техники безопасности, заботой о здоровье персонала и сохранности имущества заказчика.

 

������.�������